Наша задача - сближение и сплочение всех осетинских диаспор и землячеств.

Посетителям сайта

Опыт старших – бесценный дар, он служит нам не одно тысячелетие...

Обращение к соотечественникам

Осмысливая идеи состоявшихся в республике молодежных форумов.

Воспитание толерантности как уважение и принятие такого феномена, как отличия людей в убеждениях, привычках, религиозных, политических, этических, культурных предпочтениях, ставятся в ряд важнейших стратегических задач образования в XXI в.

Активно развивающийся технократический характер современной цивилизации, ориентированный главным образом на материальные факторы существования, и одновременно недооценка роли духовного начала в человеке, возросшая напряженность в человеческих взаимоотношениях, рост межкультурной, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, приобретающие все более глобальный характер, во многом обусловили выбор данной стратегии. В таких условиях значительно возрастает роль национальной педагогики – важного элемента этнокультуры – в воспитании толерантности как одного из стержневых компонентов духовно-нравственной культуры личности. В основу такого воспитания следует положить духовные ценности, содержащиеся в национальной педагогике, отражающей менталитет и специфику образа жизни того или иного народа, складывавшиеся веками традиции, верования, национально-этнические особенности, жизненные приоритеты и ценности. К таким ценностям можно отнести патриотизм, любовь и уважение к матери, трудолюбие, честность, служение людям и добру и т. п.

При всех различиях человеческих сообществ, их ментальности, их религиозных или политических предпочтений подобные ценности являются в определенной степени общими для всех. В этой связи возникает необходимость использования нравственно-воспитательного потенциала национальной педагогической культуры при формировании основных принципов толерантного поведения в сознании детей.

Выдающийся вклад в теорию воспитания толерантности и этнического образования внесли К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, П. Ф. Каптерев, В. И. Водовозов, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий и др. Особое значение в русле обозначенной проблемы имеют идеи К. Д. Ушинского о роли народного духа, народного творчества и педагогики для гармоничного развития личности, а также о роли национальной культуры, фольклора в просвещении народа. Идеи о позитивном влиянии этнокультуры на новые поколения отразили в своих научных изысканиях Н. А. Бердяев, В. И. Вернадский, Л. Н. Гумилев, И. И. Ильин, И. В. Киреевский, В. О. Ключевский, И. С. Кон, Д. С. Лихачев, В. В. Розанов, Г. И. Успенский.

Важным элементом национальной культуры является этнопедагогика как наука о народном воспитании детей, раскрывающая совокупность способов, средств и приемов, с помощью которых осуществляется приобщение подрастающего поколения к родному языку, традициям, обычаям, обрядам, ценностям народа. Научное изучение опыта народного воспитания, роль народных традиций в развитии педагогики толерантности представлено в работах В. X. Арутюняна, В. Ф. Афанасьева, Г. Н. Волкова, Я. И. Ханбикова и др.

Рассматривая традиционную систему воспитания детей у осетин, мы определили, что духовно-нравственное воспитание, одной из составных частей которого являлось воспитание межэтнической и межкультурной толерантности, осуществлялось с помощью целой системы средств, методов и приемов народного воспитания. К основным средствам нравственного воспитания относились: устное народное творчество, национальный эпос, национальная религия, основой которого являлось монотеистическое учение о Боге, а также игра, труд, учеба.

Основными методами нравственного воспитания в осетинской народной педагогике являлись: пример, убеждение, приучение и упражнение, поощрение, а также наказание, испытание. При формировании нравственных качеств молодого поколения осетины уделяли внимание воспитанию детей в духе гуманных отношений и взаимного уважения между людьми, вежливости и тактичности, уважительного отношения к старшим, к родителям, к женщине, воспитанию скромности, товарищества и коллективизма, честности и правдивости, терпения, настойчивости, упорства, смелости и мужества как важнейших сторон нравственности. В духовно-нравственном воспитании молодежи у осетин значительное внимание уделялось воспитанию толерантности по отношению к представителям иных народностей, этносов, культур. Это было крайне необходимо, потому, что осетины издавна жили рядом с русскими, кабардинцами, чеченцами, ингушами, кумыками, сванами, с которыми поддерживали экономические, политические, культурные и родственные отношения. Поэтому толерантность, прежде всего, являлась основой мира между соседствующими народами. Они перенимали друг у друга различные элементы материальной и духовной культуры, обычаев, традиций. Была даже такая интересная традиция: многодетные семьи осетин и детей тогдашней Чечено-Ингушетии отправляли друг другу своих сыновей, которые воспитывались в соседнем этносе, узнавали обычаи, язык, затем возвращались обогащенные новыми знаниями, проникаясь уважением к культуре и укладу соседнего народа. Традиции и обычаи имеют особое значение в воспитании у молодого поколения толерантности как одной из составляющих духовно-нравственной культуры личности.

Необходимо отметить, что традиции и обычаи осетин имеют истоки своего происхождения в национальной религии. Религия в особенности имеет уникальные возможности в формировании ненасильственного отношения к миру. При этом обычаи, традиции и ритуалы выступают как важные средства передачи этнических ценностей, включая традиции национальной духовности, и составляют социальный регулятор нравственного поведения. Можно утверждать, что традиции, обычаи и их составляющие в контексте современных социальных отношений выступают как факторы, влияющие на эффективность всей системы воспитания толерантности учащихся. Вся жизнь традиционного осетина была основана на прочном фундаменте нравственных вековых законов и традиций, называемых «ирон æгъдæуттæ». Высокая нравственность осетина предполагала знание горского этикета, который включал в себя законы: гостеприимства, почитания старших, уважительного отношения к женщине, младшему.

В обычае гостеприимства наиболее отчетливо представлен принцип толерантного поведения осетин по отношению к представителям иных этносов и культур. Так, известный осетинский этнолог Б. А. Калоев пишет в своей книге об осетинах: «Горцы жили в неимоверно трудных экономических условиях в бесплодных горных ущельях Главного Кавказского хребта, с трудом сводили концы с концами. И даже при этих условиях неукоснительно соблюдали обычай гостеприимства, унаследованный ими от далеких предков, рассматривая его как закон, нарушение коего кем бы то ни было строго осуждалось общественным мнением.

Обычай гостеприимства характеризуется высокой гуманностью и человечностью, содержит в себе элементы общечеловеческих, нравственных установлений, что обуславливает его долговечность» (Калоев, 2004: 38). В сборнике записей известных ученых, путешествовавших по Северному Кавказу (XIII-XIX вв.), представлены ценные сведения о гостеприимстве осетин как об одном из стержневых нравственных качеств этого народа. «Осетины, – писал немецкий ученый, лингвист-ориенталист Клапрот, – имеют подобно другим народам Кавказа очень большое уважение к законам гостеприимства, которые редко нарушаются» (Клапрот, 1967: 127). Наиболее подробное описание обычаев гостеприимства встречается у известного этнолога К. Коха.

«У осетин, – писал он, – в значительной степени развито чувство гостеприимства. Человек, принятый семьей, рассматривается этой последней как ее член и, как таковой, попадает под ее защиту до тех пор, пока он остается достойным этой защиты» (Кох, 1843: 222). Об этом же свидетельствует известный русский ученый В. Миллер.

«Гостеприимство, – писал он, – составляет до сих пор выдающуюся черту осетин. Кто бы ни был – чужестранец ли, представитель своей или другой этнической группы, знакомый или незнакомый, – все равно отношение к нему было искреннее и доброжелательное, без фальши, так как гостеприимство рассматривалось как высшая добродетель» (Миллер, 1992: 123). В «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 г. ООН, отражен историко-культурный опыт народной педагогики по воспитанию духовно-нравственной личности в духе толерантности.

«Толерантность, – указывается в Декларации, – означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Воспитание в духе толерантности должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях». В контексте актуализации проблемы воспитания толерантности у подрастающего поколения начала XXI в. крайне важной представляется необходимость обращения к тем традициям и обычаям, которые длительное время успешно использовались как инструмент педагогического воздействия в образовательной реальности прошлого. Поэтому важно сохранить специфику национальных традиций в образовании, обращаясь, прежде всего, к классическому духовному наследию человечества, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которого должно стать воспитание толерантности.

Ирма ЦОРИЕВА,
завуч по воспитательной работе МКОУ СОШ № З с. Чикола.

 
Наверх

 

Яндекс.Метрика