Подведены итоги анкетирования, проводившегося с 15.03.2018 г. в течение двух недель, и, как было обещано, ниже предлагаем информацию о результатах.

Всего в анкетировании приняли участие 579 человек. Из них осетин – 556, другой национальности - 16, и 7 человек свою национальность не указали. Но мы решили проанализировать результаты без учета национальной принадлежности анкетируемых. Вместе с этим, как и в прошлый раз, женщины приняли более активное участие (320), чем мужчины (259 ).

Итак, на первый вопрос о том, кто оказал самое заметное влияние на нравственно-этическое воспитание, 82.7% уверенно отметили родителей. Для 13% это были бабушки с дедушками, для 10-ти человек – учителя, а для других 11-ти – другие люди.

Кто же несет большую ответственность за это воспитание? 86.5% мужчин и 96.3% женщин думают, что это – семья. Причем уверенность в этом усиливается с возрастом. 7.3% возлагают эту ответственность на общество, и только 1.7% - на школу. Как и в ответах на прошлую анкету, данные результаты показывают, что люди явно снизили уровень доверия к школе, и многочисленные реформы, через которые прошло школьное образование на протяжении последних 20 лет, заметно ослабили его воспитательную функцию. Этот процесс явно отдаляет нас от советского прошлого, и приближает к западным стандартам в образовании.

В ответах на третий вопрос о границах приличия в одежде, большинство, но не явное (56%), придерживается мнения о том, что ограничения нужны в виде общепринятых традиционных норм при строгом общественном контроле за их соблюдением. Причем, что немаловажно, мужчины и женщины в этом практически единодушны. Четверть опрошенных (25%) считают, что такие четкие ограничения нужно ввести в законодательство РСО-Алания и РЮО. Причем, считающих так мужчин заметно больше чем женщин. 18.6% уверены в том, что никаких ограничений не нужно, достаточно не переступать действующие законы. Но здесь уже женщин, считающих так, заметно больше, чем мужчин (22% против 14%).

По вопросу о показе своих интимных отношений в общественных местах, 63% считают, что этот процесс нужно ограничивать путем общественного контроля, базирующегося на традиционных нормах поведения. Без малого третья часть участников анкеты (29.5%) думают, что на территории всей Осетии должны действовать законодательные ограничения, а 7.8% - что никаких ограничений быть не должно, достаточно существующих законов.

Под номером 5 был задан довольно провокационный вопрос, на который нужно было ответить предельно откровенно. Готовы ли выбрать те же ответы, если упомянутые выше вопросы будут непосредственно касаться ваших собственных детей и внуков? 95.7% участников ответили «да».

Вопрос о надобности дресс-кода в определенных местах в какой-то степени связан с вопросом №3, и ответы на него оказались довольно интересными. Надеемся, что они окажутся полезными тем, кто принимает соответствующие решения. Итак, подавляющее большинство респондентов (69.8%) считают, что соответствующий дресс-код необходим в госучреждениях и ВУЗах, как для преподавателей, так и для студентов. 12.6% анкетируемых думают, что строгая одежда нужна только в госучреждениях, а 9% - в учебных заведениях. И только 8.1% придерживаются мнения, что никакого дресс-кода нигде не нужно.

Содержание ответов к следующему вопросу вызвало нарекания у участников анкетирования, потому что не было ответа для тех, кто не употребляет ненормативную лексику вообще. Мы рекомендовали таким использовать последний ответ или же игнорировать вопрос. Судя по обилию мата в общественных местах и в интернете, результаты ответов нас немного удивили. Вышло, что почти 76% участников анкетирования матерятся редко или не матерятся вообще. Это было бы прекрасно, если бы соответствовало действительности. Видимо, на эту цифру сказались определенные факторы.

23% участников не матерятся в присутствии старших и лиц противоположного пола, но готовы ввернуть перченое слово в других условиях. Радует то, что только 1% считает, что можно материться везде, в том числе и при детях.

Нам, как общественной организации, ориентированной на сохранение Ирон Æгъдау, приятно, что 92.9% всех участников анкетирования считают, что за столом сквернословить нельзя ни в коем случае. Но печалит то, что эта уверенность усиливается по мере взросления. То есть количество молодых (до 20 лет), считающих так, заметно меньше, в том числе и среди девушек. И здесь, довольно незначительный, по мнению некоторых, элемент застольного этикета, дает нам серьезную пищу для размышления.

Интересно, как бы выглядели результаты ответов на вопрос №9 лет 20 назад, когда водка лилась рекой, и пили ее часто вместо воды. Судя по всему, ситуация сильно изменилась, но это не значит, что проблема ушла совсем. По нашим результатам, регулярно пьют только 1.2% от всех участников. 57% пьют редко, в меру и только по поводу, а 41% - не пьют спиртное совсем. Малопьющих женщин заметно меньше 49%, против 67% мужчин. Зато 50% слабого пола непьющие, а среди сильных мужчин таких только 29.7%.

Как же насчет обязательности выпивки за традиционным осетинским столом? Вопрос задан неслучайно. Общеизвестно, что у нас за праздничным столом очень часты настойчивые просьбы (чаще требования) выпить за то или за это, причем до дна. Ни у кого не бывает приятных ощущений, когда такие настояния исходят от старших. Многие поддаются таким уговорам и увещеваниям о том, что этого требует Ирон Æгъдау. Ну а что же мы думаем об этой устоявшейся практике? Только 8 человек (0.86%) уверены в том, что пить спиртное требует Æгъдау. Из остальных, 16% думают, что пить можно в меру и без «обязаловки», а 82.7% - что пить спиртное за осетинским столом не обязательно и Æгъдау этого не требует. Хотелось бы, чтобы эту информацию почитали люди всех возрастов, включая старших.

Нужно ли приносить крепкие спиртные напитки в святилища? Молодежь МОД «Высший Совет Осетин» обратилась к народу Осетии с предложением прекратить распивать спиртное в наших сакральных, святых местах, Дзуары бын. И думается, что результаты ответов на данный вопрос являются лучшим подтверждением того, что они правы. Если исключить тех, кому это безразлично (2.8%), практически все (95.34%) уверены, что в святилища водку, араку и другие крепкие напитки нести нельзя, достаточно самого почетного напитка для всех поколений осетин, пива, а также кваса. Наверняка противников такого мнения среди тех, кто в интернете не копается и в опросах не участвует, заметно больше. Но и им, и тому 1% участников анкетирования, считающих, что без крепкого спиртного молитва не возымеет действие, наверняка нужно прислушаться к мнению остальных. Молодежь призывает всех поступать по совести, а не по чужому мнению или настоянию. Ведь дело касается вашего непосредственного, прямого без посредников, общения с Богом. А Ему не нужны ни водка, ни арака, ни самые дорогие крепкие спиртные напитки. Ему нужны ваша откровенность и чистота.

Что думают люди насчет актуальности института общественного реагирования «Тæрхон», создаваемого при нашем движении? Примечательно, что только 2.4% участников считают, что такой «Тæрхон» не нужен и неактуален. 41% придерживаются обратного мнения, а 55.6% ставят свое мнение в зависимости от того, чем этот институт будет заниматься. При этом, мужчин, уверенных в необходимости и актуальности Тæрхона гораздо больше (48%), чем женщин (35%).

Думаю, что результаты ответов на следующий вопрос окажутся нам весьма полезными в последующей деятельности. 24% респондентов считают, что Тæрхон должен формироваться из лучших представителей фамилий, а 13.6% - из видных деятелей. При этом, 59% остальных участников уверены в том, что в числе тæрхоны лæгтæ должны быть и те, и другие.

По мнению только 9% респондентов Тæрхон должен разбирать случаи взяточничества, стяжательства и других злостных уголовных преступлений. 16 человек отметили, что этот вопрос им безразличен. Ну а остальные 87% считают, что институт общественного реагирования «Тæрхон» должен разбирать случаи преднамеренного грубого нарушения Ирон Æгъдау, имеющие большой общественный резонанс, а также вопросы примирения. Мы сами придерживаемся такого же мнения и это то, для чего «Тæрхон» и создается.

По вопросу об инициаторе разбирательства того или иного дела в «Тæрхоне» мнения разделились. Если 39% опрошенных считают, что это должны быть фамильные советы, 44% думают, что инициировать рассмотрение могут общественные организации. 68 человек (11.7%) пришли к мнению, что в этой роли должны быть государственные и административные органы. Остальным вопрос безразличен.

Обнадежили нас ответы на последний вопрос: «Как вы относитесь к замечаниям посторонних старших?» Только 1% респондентов в таких случаях хамят, а 3% - игнорируют замечания. Остальные 95.3% прислушиваются к ним, и делают выводы. Это говорит о том, что, не смотря ни на что, крепкие связи и уважение внутри нашего общества до сих пор существуют. Не умер и Фарн народа. Он только ждет тех, кто достанет его из чулана, бережно сотрет пыль, и передаст это сокровище младшему поколению. Благодарим всех, кто поучаствовал в анкетировании и дал нам возможность лучше оценить ситуацию по интересующим нас вопросам.

Руслан Кучиев, Председатель Координационного Совета
МОД «Высший Совет Осетин»

Форма Анкеты

Итоги анкетирования

ПолМужчинЖенщин
Возрастдо 20 лет21-4344 и старшевсегодо 20 лет21-4344 и старшевсего
11%149%99%259%8%150%162%320%
1.Кто оказал самое заметное влияние на ваше нравственно-этическое воспитание?
Родители8 72,73 124 83,22 83 83,84 215 83,01 6 75,00 122 81,33 136 83,95 264 82,50
Дедушки, бабушки1 9,09 19 12,75 12 12,12 32 12,36 2 25,00 25 16,67 20 12,35 47 14,69
Учителя0 - 4 2,68 2 2,02 6 2,32 0 - 0 - 4 2,47 4 1,25
Другие люди2 18,18 2 1,34 2 2,02 6 2,32 0 - 3 2,00 2 1,23 5 1,56
2.Кто несёт большую ответственность за нравственно-этическое воспитание детей?
Семья8 72,73 130 87,25 86 86,87 224 86,49 7 87,50 138 92,00 156 96,30 301 94,06
Школа0 - 3 2,01 3 3,03 6 2,32 0 - 3 2,00 1 0,62 4 1,25
Общество3 27,27 16 10,74 10 10,10 29 11,20 1 12,50 9 6,00 5 3,09 15 4,69
3.Летняя мода во всём мире развивается по пути всё большего оголения различных частей тела (и женского, и мужского). Если действующее законодательство страны не устанавливает красную линию между приличием и неприличием в одежде, нужно ли самому обществу пытаться устанавливать границы, через которые переходить нельзя?
Ограничения нужны в виде общепринятых традиционных норм при строгом общественном контроле за их соблюдением4 36,36 85 57,05 57 57,58 146 56,37 1 12,50 82 54,67 95 58,64 178 55,63
Такие ограничения необходимо внести в законодательства РСО и РЮО4 36,36 50 33,56 21 21,21 75 28,96 4 50,00 29 19,33 37 22,84 70 21,88
Никаких ограничений не нужно, если не переступать законы3 27,27 13 8,72 21 21,21 37 14,29 3 37,50 39 26,00 29 17,90 71 22,19
Не ответили на вопрос - 1 0,67 - 1 0,39 - - 1 0,62 1 0,31
4.Интимные отношения между молодыми становятся всё более видимы окружающим, в том числе и детям,играющим в парках и скверах. Если действующее законодательство страны не регламентирует границы между приличием и неприличием в проявлении чувств в общественных местах, нужно ли самому обществу как-то реагировать на этот процесс?
Ограничения нужны в виде общепринятых традиционных норм при строгом общественном контроле за их соблюдением4 36,36 84 56,38 68 68,69 156 60,23 5 62,50 100 66,67 102 62,96 207 64,69
Такие ограничения необходимо внести в законодательства РСО и РЮО5 45,45 56 37,58 24 24,24 85 32,82 3 37,50 37 24,67 46 28,40 86 26,88
Никаких ограничений не нужно, если не переступать законы2 18,18 9 6,04 7 7,07 18 6,95 0 - 13 8,67 14 8,64 27 8,44
5. Готовы ли вы выбрать те же ответы для пунктов 1 и 2 анкеты, если вопросы будут касаться ваших собственных детей и внуков (настоящих и будущих)?
Да9 81,82 143 95,97 93 93,94 245 94,59 7 87,50 143 95,33 159 98,15 309 96,56
Нет1 9,09 2 1,34 3 3,03 6 2,32 0 - 0 - 1 0,62 1 0,31
Затрудняюсь ответить0 - 3 2,01 1 1,01 4 1,54 1 12,50 5 3,33 2 1,23 8 2,50
Не ответили на вопрос1 9,09 1 0,67 2 2,02 4 1,54 - 2 1,33 2 0,63
6. Практически во всех государственных учреждениях и во многих солидных частных компаниях Западной Европы и Северной Америки существует требование ходить на работу в строгой одежде. Нужно ли нам брать у них этот пример?
Дресс-код необходим в госучреждениях и в ВУЗах (для преподавателей и студентов). 7 63,64 114 76,51 78 78,79 199 76,83 3 37,50 100 66,67 102 62,96 205 64,06
Дресс-код необходим только в госучреждениях0 - 20 13,42 12 12,12 32 12,36 2 25,00 22 14,67 17 10,49 41 12,81
Дресс-код необходим только в учебных заведениях2 18,18 8 5,37 4 4,04 14 5,41 1 12,50 13 8,67 25 15,43 39 12,19
Никакого дресс-кода не нужно, все имеют право одеваться как хотят1 9,09 7 4,70 5 5,05 13 5,02 2 25,00 15 10,00 17 10,49 34 10,63
Не ответили на вопрос1 9,09 - - 1 0,39 - - 1 0,62 1 0,31
7.Употребляете ли вы ненормативную лексику в обществе?
Матерюсь где хочу, в том числе и в присутствии детей2 18,18 1 0,67 1 1,01 4 1,54 0 - 0 - 2 1,23 2 0,63
Не матерюсь в присутствии старших и лиц противоположного пола4 36,36 39 26,17 20 20,20 63 24,32 1 12,50 33 22,00 36 22,22 70 21,88
Матерюсь только в социальных сетях0 - 0 - 0 - 0 - 0 - 1 0,67 1 0,62 2 0,63
Матерюсь редко и только среди близких друзей5 45,45 108 72,48 76 76,77 189 72,97 7 87,50 110 73,33 102 62,96 219 68,44
Не ответили на вопрос - 1 0,67 2 2,02 3 1,16 - 6 4,00 21 12,96 27 8,44
8.Можно ли сквернословить за столом?
Можно, если не присутствуют старшие и лица противоположного пола1 9,09 16 10,74 3 3,03 20 7,72 1 12,50 9 6,00 5 3,09 15 4,69
За столом сквернословить нельзя ни в коем случае8 72,73 132 88,59 96 96,97 236 91,12 7 87,50 140 93,33 155 95,68 302 94,38
Можно, как и в любом другом месте1 9,09 0 - 0 - 1 0,39 0 - 0 - 1 0,62 1 0,31
Не ответили на вопрос1 9,09 1 0,67 - 2 0,77 0 - 1 0,67 1 0,62 2 0,63
9.Употребляете ли крепкие спиртные напитки?
Употребляю регулярно0 - 1 0,67 6 6,06 7 2,70 0 - 0 - 0 - 0 -
Изредка, в меру, и только по какому-то поводу2 18,18 96 64,43 76 76,77 174 67,18 3 37,50 69 46,00 85 52,47 157 49,06
Не пью спиртное совсем8 72,73 52 34,90 17 17,17 77 29,73 5 62,50 80 53,33 77 47,53 162 50,63
Не ответили на вопрос1 9,09 - - 1 0,39 - 1 0,67 1 0,31
10.Обязательно ли нужно пить спиртное за традиционным осетинским столом?
Да, этого требует Æгъдау0 - 2 1,34 2 2,02 4 1,54 0 - 0 - 1 0,62 1 0,31
Можно пить, но в меру и без «обязаловки»3 27,27 15 10,07 24 24,24 42 16,22 1 12,50 20 13,33 30 18,52 51 15,94
Пить спиртное необязательно, Æгъдау этого не требует8 72,73 132 88,59 73 73,74 213 82,24 7 87,50 130 86,67 129 79,63 266 83,13
Не ответили на вопрос - - - - - - 2 1,23 2 0,63
11.Нужно ли приносить крепкие спиртные напитки в святилища?
Нужно, без них не обойтись0 - 2 1,34 2 2,02 4 1,54 0 - 1 0,67 3 1,85 4 1,25
Нельзя, достаточно принести осетинское пиво или квас10 90,91 141 94,63 90 90,91 241 93,05 8 100,00 144 96,00 159 98,15 311 97,19
Мне это безразлично0 - 4 2,68 7 7,07 11 4,25 0 - 5 3,33 05 1,56
Не ответили на вопрос1 9,09 2 1,34 - 3 1,16 - - -
12. Актуален ли на ваш взгляд в современных условиях институт общественного реагирования Тæрхон?
Актуален и необходим4 36,36 74 49,66 46 46,46 124 47,88 2 25,00 51 34,00 60 37,04 113 35,31
Не актуален и не нужен1 9,09 2 1,34 5 5,05 8 3,09 0 - 1 0,67 5 3,09 6 1,88
Всё зависит от того, чем он занимается4 36,36 71 47,65 48 48,48 123 47,49 6 75,00 97 64,67 96 59,26 199 62,19
Не ответили на вопрос2 18,18 2 1,34 - 4 1,54 - 1 0,67 1 0,62 2 0,63
13.Из кого должен избираться общественный Тæрхон?
Из лучших представителей фамилий1 9,09 36 24,16 30 30,30 67 25,87 3 37,50 25 16,67 46 28,40 74 23,13
Из видных общественных деятелей, юристов, педагогов, ученых 1 9,09 23 15,44 6 6,06 30 11,58 0 - 30 20,00 19 11,73 49 15,31
Из всех перечисленных выше в определённых пропорциях6 54,55 85 57,05 61 61,62 152 58,69 5 62,50 91 60,67 94 58,02 190 59,38
Мне это безразлично 1 9,09 3 2,01 1 1,01 5 1,93 0 - 4 2,67 2 1,23 6 1,88
Не ответили на вопрос2 18,18 2 1,34 1 1,01 5 1,93 - - 1 0,62 1 0,31
14.Какие преимущественно случаи должен разбирать Тæрхон?
Взяточничество, стяжательство и другие злостные уголовные преступления0 - 8 5,37 10 10,10 18 6,95 1 12,50 10 6,67 23 14,20 34 10,63
Преднамеренные нарушения основополагающих требований ИронÆгъдау, имеющие большой общественный резонанс и вопросы примирения7 63,64 134 89,93 85 85,86 226 87,26 7 87,50 135 90,00 136 83,95 278 86,88
Мне это безразлично2 18,18 4 2,68 3 3,03 9 3,47 - 5 3,33 2 1,23 7 2,19
Не ответили на вопрос2 18,18 3 2,01 1 1,01 6 2,32 - - 1 0,62 1 0,31
15.Кто должен инициировать разбирательство дела в общественном Тæрхоне?
Фамильный совет5 45,45 56 37,58 52 52,53 113 43,63 3 37,50 40 26,67 70 43,21 113 35,31
Общественная организация2 18,18 72 48,32 38 38,38 112 43,24 3 37,50 78 52,00 62 38,27 143 44,69
Государственные и административные органы2 18,18 12 8,05 4 4,04 18 6,95 0 - 23 15,33 27 16,67 50 15,63
Мне это безразлично1 9,09 7 4,70 3 3,03 11 4,25 1 12,50 8 5,33 2 1,23 11 3,44
Не ответили на вопрос1 9,09 2 1,34 2 2,02 5 1,93 1 12,50 1 0,67 1 0,62 3 0,94
16.Как вы относитесь к замечаниям посторонних старших?
Прислушиваюсь и делаю выводы8 72,73 139 93,29 97 97,98 244 94,21 7 87,50 142 94,67 159 98,15 308 96,25
Прерываю и отвечаю в том же духе0 - 2 1,34 0 - 2 0,77 0 - 4 2,67 0 - 4 1,25
Игнорирую и поступаю по-своему3 27,27 6 4,03 2 2,02 11 4,25 1 12,50 3 2,00 3 1,85 7 2,19
Не ответили на вопрос2 1,34 2 0,77 1 0,67 1 0,31

Наверх

 

Яндекс.Метрика